Воскресенье, 06.10.2024, 07:07
Приветствую Вас Гость

Мой сайт

 

ВАРНАКОВ

Николай Иванович

 

Родился 1 декабря 1932 года в городе Сызрани Куйбышевской области. После окончания средней школы по комсомольской путевке направлен в Каспийское Высшее Военно-Морское училище им. С.М. Кирова в г. Баку. Окончил штурманский факультет этого училища в 1954 году.

В связи с развитием ракетной техники, реактивной авиации, строительством атомных ПЛ менялась военно-морская доктрина, по которой основной ударной силой ВМС становились атомные ПЛ с баллистическими ракетами и морская ракетоносная авиация.

На смену минно-торпедной авиации вооруженной самолетами Ту-14 и Ил-28 планировалось поступление ракетоносцев нового поколения. Шло развитие противолодочной авиации, на вооружение которой планировались многоместные самолеты Ил-38 и Ту-142. Морская разведавиация готовилась к переходу на самолеты Ту-95. По этой причине потребность штурманов морской авиации резко возрастала. Авиационных штурманов морской авиации готовило только одно Военно-Морское Минно-Торпедное авиационное училище в г. Николаеве, а морских штурманов 5 высших ВМУ. В Главном военно-морском штабе вышла директива о переподготовке корабельных штурманов на авиационных штурманов для авиации ВМФ.

В 1954 году 38 выпускников ВВМУ (Балтийского, Каспийского и училища им. Фрунзе) прошли переподготовку в ВММТАУ им. Леваневского в г. Николаеве. В течение пяти месяцев (1,5 месяца теории и 3,5 месяца летной практики) была решена эта задача.

Лейтенант Варнаков был направлен для прохождения службы в должности штурмана самолета в 49 минно-торпедный авиационный полк 3 МТАД ВВС ТОФ. В этом полку до 1965 года прошел должности штурмана самолета, звена, отряда, помощника штурмана АЭ, штурмана АП по самолетовождению.

За это время были освоены все виды боевого применения бомбардировочного, минного и торпедного оружия во всех метеоусловиях на самолете Ту-14. В 1959 году полк переучился на самолет Ту-16, а в 1960 полк стал морским ракетоносным авиационным полком с применением ракетных систем К-2 и К-10. В 1960 году капитан Варнаков Н.И. стал штурманом 1-го класса, штурманом АЭ.

В сентябре 1962 года во время Карибского кризиса 49 МРАП в составе 18 экипажей носителей с одним БК (боекомплектом) под прикрытием  6 самолетов РЭБ с аэродрома Каменный Ручей вылетел совместно с 568 МРАП 142 МРАД на выполнение боевой задачи с целью уничтожения АВУ «Костилейшн», который находился на рубеже подъема палубной авиации 350-400 км. Юго-восточнее Камчатки. Рубеж получения сигнала на применение оружия был назначен о. Итуруп – о. Симушир. К счастью конфликт был улажен дипломатическим путем, сигнала на применение оружия не поступило. С авианосца были подняты перехватчики. Вот такая дуэльная ситуация наблюдалась в течение 30-40 минут. Мы были готовы к отцепке КР по АУГ, а американские «Фантомы» к пуску ракет по нам.

В апреле 1965 года майор Варнаков назначен старшим штурманом 169 гвардейского морского ракетоносного полка. Росло летное и тактическое мастерство. Полк впервые в авиации ТОФ освоил полет к цели 4-мя параллельными потоками носителей с нанесением ракетного удара с максимальной плотностью без предварительного боевого развертывания в районе цели с посадкой полка «с рубежа» с 2-х минутным интервалом. Далее были должности штурмана 25 МРАД по самолетовождению, старшего штурмана-инструктора авиации ТОФ, старшего штурмана 25 МРАД, заместителя Главного и, наконец, Главного штурмана авиации ТОФ. Уникальный случай - Варнаков прошел все штурманские должности без исключения от штурмана самолета до Главного штурмана на одном флоте за 19 лет, а всего Тихоокеанскому флоту было отдано 25 лет службы.

Главным штурманом авиации ТОФ полковник Варнаков Н.И. назначен в мае 1973 года вместо полковника Жубржицкого Б.Н., который  был назначен в штаб авиации ВМФ. На этом посту Варнаков много сил и умения приложил обеспечению безопасности полетов, отработке новых тактических приемов и способов нанесения ракетных ударов и поиска иностранных ПЛ. Все практические пуски ракет выполнялись с отработкой новых тактических приемов из состава полковых групп с применением различных ракетных  систем. Авиация ТОФ обладала самой совершенной системой полигонов в Приморске, на Сахалине, Камчатке, где совершенствовали свое мастерство экипажи в применении бомбардировочного, противолодочного, минного, торпедного, ракетного оружия, а также поисковых авиационных систем.

Сам  Николай Иванович продолжал дальнейшее освоение летательных аппаратов, находящихся на вооружение авиации ТОФ. Были освоены самолеты Ту-16 всех модификаций и боевое применение ракетных систем, Ту-95РЦ, Ту-104, Ил-38, Ту-142, Бе-12, Ан-24, Ан-26, Ан-12.

В августе 1973 года полковнику Варнакову Н.И. присвоено почетное звание «Заслуженный военный штурман СССР».

В начале 1979 года полковник Варнаков переводится на должность главного штурмана 33 ЦБП и ПЛС, которую занимал до своего увольнения в запас 6 ноября 1987 г. За это время Николай Иванович освоил сверхзвуковой самолет-ракетоносец Ту-22М3, военно-транспортные Ту-134, Ил-62М и Ту-134УБК. Самолет Ту-134УБК – единственный экземпляр в Советском Союзе предназначался для подготовки штурманского состава системы Х-22. Имел место штурмана-инструктора и 3 рабочих места обучаемых штурманов. Этот самолет позволял ускоренно доводить экипажи до боеготовности, имел при этом колоссальный экономический эффект.

В состав Центра входили 2 полка корабельно-штурмовой авиации, приходилось заново организовывать штурманское обеспечение их боевой подготовки и безопасности полетов в штурманском отношении.

Сформированная отдельная АЭ международных полетов, в состав которой входили экипажи самолетов Ил-62М, Ту-154, Ту-134, Ан-24, экипажи которой выполняли международные и внутренние полеты по плану Главного штаба ВМФ, обеспечивая боевую подготовку ВМФ, а также дипломатическую деятельность МО и правительства. Экипажи освоили международные трассы и аэродромы стран Африки, Индокитая, Кубы, Вьетнама, Европы и Америки. Штурманская служба Центра обеспечила эти полеты без единого замечания и  нарушения правил ИКАО.

Полковника Варнакова Н.И. дважды назначали Председателем государственной экзаменационной комиссии (1978, 1983гг) ВВВАУШ, неоднократно входил в состав ГЭК авиационного факультета ВМОЛА..

Заслуженный военный штурман СССР, военный штурман-снайпер, кавалер ордена «За службу Родине в ВС СССР» ушел в запас в 1987 году, но и после этого продолжает трудиться на должности инженера практического обучения на тренажерном комплексе 33 ЦБП ВВС Украины.

 

Из личных воспоминаний.

Я очень благодарен судьбе, что мне посчастливилось прожить жизнь в морской авиации. Я сегодня с благодарностью вспоминаю своих командиров, с кем пришлось служить и летать. Это капитан Кузнецов Л.Г., генерал-майор авиации Балин В.А., генерал-майор авиации Ивкин И.И., подполковние Петров В.В., подполковник Сорокин А.П., полковник Андрюшенко В.Р., генерал-майор авиации Аулов В.С., генерал-лейтенант авиации Рыжков П.В., генерал-полковник авиации Павловский А.И., генерал-лейтенант авиации Портянченко И. А., генерал-майор авиации Писаренко А.П., генкрал-майор авиации Городецкий В.В.

Своими учителями штурманского дела считаю капитана Кирютина И.Т. , полковника Балашова Н.А., полковника Попова И.И., полковника Сорокина В.В., полковника Биткина К.Д., полковника Жубржицкого Б.И..

Я очень благодарен своим заместителям и помощникам – полковнику Матусе В.З., полковнику Пчелинцеву, подполковнику Хавронину В.В., генерал-майору авиации Жигаловскому П. В., полковнику Ятманову А.И., полковнику Иванову В.К., полковнику Губанову М.Г., полковнику Релибатаньяну А. А., полковнику Походзило А.П., полковнику Кубенко П.Д.

Все мои подчиненные старшие штурманы дивизий и полков были высокими профессионалами своего дела. Большое им всем спасибо.

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0