Воскресенье, 06.10.2024, 06:33
Приветствую Вас Гость
Мой сайтПЕТРУЩЕНКОВячеслав ГригорьевичПолковник Петрущенко Вячеслав Григорьевич родился 18 августа 1933 года в городе Иолатань Марыйской области Туркменской ССР. Детские годы прожил в районе Туркмен-Кола, той же области. Там в 1948 г. закончил семилетнюю школу, после чего поступил в Ашхабадский техникум железнодорожного транспорта, который окончил в 1952 году по специальности техник-механик тепловозного хозяйства с получением звания техника-лейтенанта тяги. В октябре 1948 года пережил страшное землетрясение, в котором погибло 90 процентов населения г. Ашхабада. Среди погибших было много его одноклассников, учившихся в других учебных заведениях г. Ашхабада. С тех пор судьба на протяжении долгих лет летной службы спасала Вячеслава Григорьевича в казалось бы безвыходных ситуациях. Вячеслав Григорьевич с раннего детства мечтал о профессии моряка. После четвертого класса посылал документы в Тбилисское Нахимовское училище, но в него не приняли так как в военные годы в училище принимали детей только погибших воинов (у Вячеслава Григорьевича отец числился в без вести пропавших). Учась в техникуме пытался поступить в Бакинское мореходное училище, но посланные документы где-то затерялись и вызова из училища не пришло. По окончанию в 1952 году техникума опять же хотелось поступить в высшее военно-морское училище, но в военкомате не было разнарядки в такие учебные заведения, а в замен было предложено поступить в Военно-морское минно-торпедное авиационное училище им. Леваневского, в которое он и был принят в июле 1952 года на специальность летчика минно-торпедной авиации. Из 47 человек, приехавших с Туркмении, поступило в училище 7, а окончило по курсу летчика – 4. Вячеслав Григорьевич рассказывал, что проходя после вступительных экзаменов мандатную комиссию его спросили кем хочешь стать летчиком или штурманом, он быстро ответил – летчиком. Один полковник – член комиссии внимательно оглядев худого, длинного парня утвердительно сказал: пусть будет летчиком, тем самым решил его судьбу, хотя было и наоборот, когда кандидатов на выбранную ими специальность летчика или штурмана не утверждали. После курса теории в апреле 1953 года Вячеслав Григорьевич поднялся в воздух на самолете Як-18 с инструктором-летчиком лейтенантом Демидовым Ю.И.. После этого полета страстно полюбил небо и свою будущую профессию морского летчика. Летную программу усваивал легко и в числе первых вылетел самостоятельно с минимальным количеством вывозных полетов. На самолете Як-18, а затем в этом же 1953 году и на легендарном самолете Великой Отечественной войны Ил-4. В 1954 году им был освоен реактивный самолет - Ил-28 и 6 ноября этого же года, выпускникам Военно-морского минно-торпедного авиационного училища им. Леваневского были вручены лейтенантские погоны и диплом морского летчика. В декабре 1954 года Вячеслав Григорьевич прибыл для прохождения службы в авиацию Северного флота в 1941 минно-торпедный авиационный полк г. Североморск. Но уже в марте 1955 года был отозван в г. Николаев и направлен в г. Херсон (аэродром Чернобаевка) на должность инструктора-летчика. Два года молодой лейтенант давал, так же как когда-то ему путевку в небо курсантам на самолетах Як-18 и Ил-28. В феврале 1957 года был переведен в г. Николаев где обучал курсантов на самолете Ил-28 чс аэродрома Кульбакино. Всего за период 1955-59 годы подготовил для авиации ВМФ 20 летчиков. В 1959 году ВММТАУ им. Леваневского было расформировано, на его базе организовали 33 учебно-летный центр подготовки и переподготовки летного состава морской авиации. Вячкслав Григорьевич вместе со многими своими однополчанами был назначен помощником командира корабля – правым летчиком на самолет Ту-16 в 540 УМРАП. Летал правым летчиком в составе экипажей прославленных летчиков времен Великой Отечественной войны Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Карпенко И.Т., генерал-майора авиации Егорова А.Г. и будущего Заслуженного военного летчика СССР Блинова Р.А. память о котором глубоко сохраняет. Вячеслав Григорьевич с огромной благодарностью вспоминает опытнейшего методиста и инструктора-летчика полковника Львовского А.Я., оказавшего большое влияние и помощь в его становлении как летчика-инструктора. В июле 1963 года Вячеслав Григорьевич, после переучивания был направлен командиром корабля Ту-16 в 967 отдельный дальне-разведывательный авиационный полк ВВС Северного флота. С этим флотом была связана вся его дальнейшая 23 летняя служба на Севере. Обладая богатым опытом летчика-инструктора, Вячеслав Григорьевич, в короткие сроки освоил все виды полетов, в том числе и самый сложный вид подготовки – дозаправку самолета в воздухе днем и ночью. Через полтора года, в марте 1965 г. он стал летчиком 1-го класса, через несколько лет военным летчиком-снайпером. Будучи еще командиром корабля его подготовили в качестве летчика-инструктора по полной программе. Сталон инструктором и на дозаправке самолета топливом в воздухе днем и ночью. Служа в 967 ОДРАП с 1963 по 1970 гг. Вячеслав Григорьевич прошел должности командира отряда, командира авиационной эскадрильи, заместителя командира авиационного полка. На протяжении этих лет выполнил сотни вылетов на воздушную разведку и боевую службу в удаленные районы северных морей и Атлантику, обучил десятки летчиков сложным видам полетов. В период обострения обстановки на Ближнем Востоке, в должности командира АЭ был направлен для выполнения интернационального долга в Арабскую Республику Египта. Службу проходил в составе 90-ой отдельной дальне-разведывательной эскадрильи особого назначения на аэродроме Каир-Вест. С апреля 1968 года по апрель1969 год выполнил 47 боевых вылетов на воздушную и радиотехническую разведку кораблей, береговых объектов и РЛС в Средиземном и Красном морях. Полеты (каждый по 4,5 – 5 часов) проходили в условиях сильнейшей жары 42-47 градусов по Цельсию, а в кабине температура достигала до 60 градусов. Полеты проходили, как правило, на высотах 50 метров днем и 100 метров ночью, в условиях полного радиомолчания. Летные комбинезоны были насквозь мокрыми, соленый пот постоянно заливал глаза. В условиях такой жары в полетах неоднократно останавливался(к счастью только один из двух) двигатель. Так в одну из последних Африканских ночей и температуре воздуха 42 градуса, при контроле техники пилотирования летчика, после взлета на высоте 40-50 метров остановился один из двигателей. Из-за высокой температуры воздуха самолет на минимальной скорости, в том числе и вертикальной, с трудом набирал высоту. Вячеслав Григорьевич взял управление самолетом на себя и экипаж вышел из этой сложнейшей аварийной ситуации, благополучно посадив самолет. Одной из задая эскадрильи было выявление и слежение за кораблями и авианосно-ударными группировками в различных районах Средиземного моря. Очень часто экипажи истребителей с американских авианосцев допускали весьма агрессивные действия в отношении наших самолетов, а эскадрилья, в которой служил Вячеслав Григорьевич, летала под Египетскими опознавательными знаками. Так при выполнении полета на воздушную разведку авианосца «Форрестол» в непосредственной близости от корабля самолет , пилотируемый Вячеславом Григорьевичем, перехватили истребители «Фантомы» и, взяв самолет в «клещи» буквально повиснув над крыльями, а также над и под самолетом сковали маневр экипажа, а затем поочередно каждый из 4-х истребителей , зайдя под фюзеляж, выскакивали перед носом самолета, включив работу двигателей на форсаж. В таких условиях самолет , пилотируемый Вячеславом Григорьевичем, очень плохо слушался рулей и был на грани срыва на крыло («штопор»). Такие агрессивные действия в отношении летчиков эскадрильи проводились довольно часто. Дважды самолет Вячеслава Григорьевича подвергался сильному обстрелу зенитных установок египетских средств ПВО, так как арабские диспетчеры несвоевременно оповещали ПВО о входе наших самолетов в 20 километровую зону аэродромов.. Много летных испытаний прошли наши летчики, выполняя свой долг перед Родиной в далекой, жаркой пустыне Египта. Полковник Петрущенко В.Г. награжден орденом «Красная Звезда». В 1970 году Вячеслав Григорьевич был назначен на должность старшего инспектора-летчика, а в 1974 году, после окончания курсов командиров авиационного полка , заместителем начальника боевой подготовки-летчика ВВС Северного флота. Курировал разведывательную и морскую ракетоносную авиацию флота. В этой должности внес большой вклад в подготовку первоклассных летчиков и инструкторского состава самым сложным видам летной подготовки. Один из примеров. В 1980 году, на руководимых полковником Петрущенко сборах по подготовке летных экипажей к ночной дозаправке самолетов топливом в воздухе, в течение двух месяцев (январи, февраль и начало марта) при четырех летных сменах в неделю, а полеты выполнялись с 00 часов до 8 утра при 30 градусном морозе и, как правило, в условиях минимума погоды, было вновь подготовлено 22 летчика в качестве заправляемых ночью, 12 в качестве заправщиков и по 10 инструкторов-летчиков заправляемых и заправщиков. Большую часть инструкторов и часть заправляемых летчиков, на указанных сборах, подготовил лично полковник Петрущенко. Многие летчики, которых обучил или контролировал технику пилотирования Вячеслав Григорьевич, стали Заслуженными военными летчиками СССР или России, а некоторые из них заняли самые высокие должности в морской авиации. Среди них командующие морской авиацией генерал-полковник авиации Потапов В.П. и Дейнека В.Г., начальники штаба морской авиации генерал-лейтенант авиации Акпорисов В.В. и Новиков Н.И., командующие ВВС флотов генерал-лейтенанты авиации Гончаров П.К. и Гудков Ю.С., бывший начальник 33 центра генерал-майор Амиров Р.С. и многие другие генералы. Вячеслав Григорьевич освоил 5 типов самолетов, провел в воздухе около 5000 часов. Прослужив в морской авиации 34,5 года – 33 года из них пролетал. Как и у каждого летчика за период воинской службы у него в воздухе возникало немалое количество сложных аварийных ситуаций, зачастую граничащих с прямой угрозой жизни всему экипажу самолета и только хладнокровие, опыт и четкое знание действий в особых (аварийных) случаях в полете (отказ авиационной техники, пожары, задымление в кабине самолета и так далее) всегда позволяло полковнику Петрущенко В.Г. как и другим летчикам выйти из сложной обстановки победителем. Полеты и воинскую службу Вячеслав Григорьевич окончил в 53 летнем возрасте в декабре 1986 года, с этого времени проживает в г. Николаеве. Женат. В 2004 году отметил золотой юбилей супружеской жизни. Имеет двух дочерей, двух внуков-близнецов, внучку и правнучку. |
|