Воскресенье, 06.10.2024, 07:55
Приветствую Вас Гость
Мой сайтГАЛУШКОНиколай ЯковлевичПолковник Галушко Николай Яковлевич родился 10 января 1938 года на Сумщине, Ахтырский р-н. После окончания средней школы в 1955 году поступает в Военно-морское минно-торпедное авиационное училище им. Леваневского на штурманское отделение. Этот набор оказался последним в это прославленное училище. Не было выпуска и в 1958 году после 3-х летнего курса обучения и набор 1955 года выпускали в 1959 году. Эта вынужденная мера позволяла сохранить авиационные кадры во время волюнтаристской политики Н.С. Хрущева: «ракеты вместо авиации», когда шло расформирование целых полков и авиационных дивизий, а личный состав увольняли из рядов Вооруженных Сил. После этого выпуска 1959 года ВММТАУ им. Леваневского прекратило свое существование и на его базе основан 33 ЦБП и ПЛС авиации ВМФ. Выпускник училища лейтенант Галушко Н.Я. назначается в 967 ОДРАП ВВС Северного флота на должность 2-го штурмана корабля Ту-16Р. Начались боевые будни, наземная подготовка, изучение вероятного противника, полеты по плану боевой подготовки и на боевую службу. Суровая красота Севера, романтика полетов в небе Заполярья, северные сияния, зимние ночи и полярные дни захватили воображение молодого офицера, так же как и его коллег. Благодаря отличной теоретической подготовке, любознательности, усидчивости, трудолюбия, а так же в силу своего коммуникального характера и любви к штурманской профессии Николай Яковлевич быстро рос профессионально и по службе. Штурман корабля, штурман отряда, помощник штурмана АЭ – эти должности Галушко Н.Я. освоил основательно. Растет профессиональное мастерство штурмана-разведчика. Все задания выполняются только на хорошо и отлично. Получен 3-й класс, 2-й, а затем он становится военным штурманом 1-го класса. Экипажи полка много летают на вскрытие надводной обстановки в бассейнах морей Ледовитого океана и Северной Атлантики. Шла холодная война между двумя супердержавами. США по праву считали северный театр боевых действий против СССР основным театром будущей мировой войны. На боевом дежурстве постоянно находились подводные лодки с баллистическими ракетами и на рубежах подъема палубной авиации курсировали авиационные ударные соединения США. В 1970 г. Капитан Галушко Н.Я., как один из лучших штурманов полка, поступает в Военно-морскую академию в г. Ленинграде. Учится прилежно, активно занимается спортом, становится чемпионом академии по лыжному спорту, а после окончания академии в 1973 году возвращается в родную авиацию СФ, на этот раз на должность штурмана 24 ОПЛАП дальнего действия, вооруженного новейшими противолодочными самолетами Ил-38, а вскоре становится старшим штурманом этого полка. Полученные в академии знания позволили Николаю Яковлевичу успешно руководить штурманской службой, организовывать штурманское обеспечение полетов как по плану БП, так и на поиск и слежение за иностранными ПЛ. Полк неизменно занимал 1-ое место в авиации ВМФ по количеству обнаруженных ИПЛ в районах их боевого дежурства и по времени слежении за ними. В 1977 году подполковник Галушко Н.Я. назначается в аппарат Главного штурмана авиации СФ на должность минера, а в 1979 году – заместителем Главного штурмана. На этой должности Николай Яковлевич прослужил 7 лет. Так получилось, что Главными штурманами авиации СФ назначались специалисты-штурманы морской ракетоносной авиации, поэтому основную работу по штурманскому обеспечению боевой подготовки и полетов на боевую службу частей ПЛА выполнял полковник Галушко Н.Я. На этой должности полковник Галушко освоил еще два типа – современный противолодочный самолет Ту-142М, а также противолодочный вертолет-амфибию Ми-14. Николай Яковлевич участник первого беспосадочного трансатлантического перелета авиации СФ по маршруту Оленья – Гавана (о. Куба) самолетов Ту-142М. Полет проходил в тяжелейших навигационных условиях, сложных метеоусловиях и пересечением районов активной грозовой деятельности при встречном струйном течении. Посадку на аэродроме о. Куба производили с ограниченном остатке топлива. Полковник Галушко Н.Я. представлялся к присвоению почетного звания «Заслуженный военный штурман СССР2 дважды: в 1984 и 1985 годах. Это представление было реализовано только в 2000 году. Николай Яковлевич кавалер ордена «За службу Родине в ВС» III ст. В 1986 году назначается заместителем начальника противолодочного отдела НИО 33 ЦБП и ПЛС. На этой должности были предоставлены самые благоприятные условия и возможности реализовать и обобщить свой богатейший опыт руководства штурманской службой и противолодочной подготовки приобретенные за 27 лет службы в авиации СФ, в которую Николай Яковлевич безумно влюблен до сих пор. Это будто про него сказал поэт: «Север, Север…без конца и края Белого безмолвья торжество На Севере навеки оставляем Мы частицу сердца своего» В 1991 году полковник Галушко Н.Я. уволен из рядов ВС в запас, но с авиацией не расстался. И поныне продолжает щедро делиться богатым авиационным опытом с молодым пополнением авиаторов ВС Украины, работая на авиационном тренажере «Репитер» в дружной команде Заслуженных военных летчиков и штурманов СССР – Городецким В.В., Мухиным В.А., Варнаковым Н.И. и др. Галушко Н.Я. ведет большую общественную работу на посту первого заместителя председателя совета ветеранов-леваневцев и пользуется большим, заслуженным авторитетом среди ветеранов и сослуживцев. |
|