Четверг, 29.02.2024, 12:08
Приветствую Вас Гость

Мой сайт


СИЗОВ

Николай Иванович

 

Он из тех летчиков-пешечников военного времени, в сердцах которых бурлила профессиональная страсть, не знавшая страха, преград, покоя и трудностей.

В свои 16 мальчишеских лет Николай Сизов уже познал вкус неба, поднявшись впервые в воздух на планере. Затем школьный По-2. В Ейском ВМАУ освоил Ут-2, истребитель И-16, скоростной бомбардировщик СБ. После окончания училища в 1940 году в звании сержанта был оставлен инструктором-летчиком в ВМАУ им. Сталина. Первый свой выпуск курсантов на самолете СБ придал инструктору надежду на перспективу в летной службе. Однако война напрочь изменила мечты и планы. Авиационная эскадрилья, в которой служил сержант Сизов Н.И., перебазировалась в г. Безенчук Куйбышевской области и вошла в состав ВМАУ им. С. Леваневского. Инструкторская работа увлекла молодого летчика. Поточный метод подготовки экипажей для фронта предполагал их выпуск по мере готовности к боевым действиям. Нагрузка на инструктора носила неограниченный характер. С каждым летным днем Николай закреплял свой опыт, анализировал ошибки, переживал неудачи, радовался результатами. Завидовал летчикам, убывающим на фронт. Младший лейтенант Сизов рвался на фронт, особенно после того, как освоил пикирующий бомбардировщик Пе-2. Отказ командования был неумолим: «Кто будет готовить летные кадры для фронта?» И снова взлет, полет по кругу, посадка, полеты в зону, отработка техники пилотирования под углом 70 градусов, бомбометание и т.д. Количеству полетов потерял счет. Сложность в обучении курсантов-летчиков заключалась в отсутствии учебных самолетов Пе-2. летчиков провозили на СБ, затем самостоятельно допускали к полетам на Пе-2. Успех обучения зависел от искусства инструктора передать обучаемому доступными методами технику пилотирования применительно к самолету Пе-2. Случались ошибки, допускаемые курсантами на взлете и посадке, с печальным исходом. С поступлением учебных самолетов Пе-2у аварийность резко снизилась, качество подготовки летчиков возросло.

Зимний период обучения в Безенчуке, особенно в 1942 и 1943 гг. проходил в тяжелейших погодных условиях. Низкие температуры, холодные пронизывающие ветра, снежные заносы усложняли выполнение задач. На очистку аэродрома выходил весь личный состав гарнизона, включая и местное население. Теплого обмундирования не хватало. Курсанты переодевались под самолетом. Летный состав на технике работал в шинелях. Велика была отказность моторов. Но фронт нуждался в летных кадрах. «Напряженность летной работы была запредельной, - вспоминал Николай Иванович, - инструкторы из самолетов Пе-2 не выходили в течение летной смены, перекусить им носили курсанты в кабину самолета, а после полетов их обессиленных извлекали из кабины». Поистине, -это был героический труд, преданных Родине людей.

После освобождения г. Николаева от фашистских оккупантов 28 марта 1944 г. стал вопрос о перебазировании частей ВМАУ на прежнее место дислокации. Осенью эскадрилья самолетов Пе-2 и, вместе с ней, экипаж командира звена лейтенанта Сизова Н.И. (штурман младший лейтенант Сергачев Ф.Е., ВСР сержант Покатило П.М.) перелетели с Безенчука на АС Водопой г. Николаева. До сих пор в памяти выпускников 1945 г и членов комиссии остался последний завершающий экзаменационный полет на боевое применение, когда звено самолетов Пе-2  с ведущим лейтенантом Сизовым Н.И. и ведомыми курсантскими экипажами в сомкнутом строю «Клин самолетов» с пикирования поразило цель на полигоне с высочайшей точностью: все бомбы легли в центре круга. Успешному выполнению задания способствовали высокие профессиональные навыки и методические качества инструкторского экипажа, а также стремление, инициатива и настойчивость обучаемых.

Послевоенный период летной службы у старшего лейтенанта Сизова Н.И. проходил в ногу со временем. Наконец сбылась его давняя мечта, он переводится в строевую часть авиации ЧФ. Здесь осваивает самолет-торпедоносец Ту-2 и новые виды боевой подготовки. Вскоре его назначают командиром звена в МТАП авиации СФ. В Заполярье Николай Иванович прошел служебный путь до командира авиационного полка. На вооружение поступает реактивная тьехника. Он в числе первых осваивает реактивный торпедоносец Ил-28, учится сам и учит подчиненных на реактивных самолетах а сложных метеоусловиях Заполярья. В середине 50-х авиация Военно-морского флота вооружается дальними реактивными бомбардировщиками Ту-16, затем ракетоносным системами различных модификаций. Полковник Сизов Н.И. переучивается на новый самолет, учит других. Осваивает ракетные комплексы. К большому числу летчиков, подготовленных в училище, прибавились те, которых он научил летать на реактивных. В числе переучивающихся на базе 9-го гвардейского МРАП авиации СФ была группа руководящего состава 4-го УЛЦ авиации ВМФ г. Николаева. В марте 1957 г. после прохождения теоретической программы экипажи приступили к практическому освоению самолета Ту-16. Личное участие в обучении летчиков принимал командир полка полковник Сизов Н.И.. Он контролировал и давал допуск к тренировочным полетам летчикам группы. Первым вылетел самостоятельнол командир 4-го УЛЦ полковник Пикаев В.С., который инструкторил с Сизовым Н.И. в Безенчуке и Николаеве.

С каждым годом росло мастерство военного летчика Николая Ивановича Сизова. Он в числе первых летчиков строевых частей морской авиации произвел практический пуск крылатой ракеты с самолета-ракетоносца. Он участвовал в воздушных парадах в Москве, демонстрируя в воздухе ракетоносцы. Полковнику Сизову Н.И. одному из первых на флоте присвоена классная квалификация «Военный летчик 1-го класса», а 16 августа 1966 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присваивается почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР»

Длительное время Николай Иванович служил в штабе авиации флота инспектором боевой подготовки. Он продолжал заниматься инструкторской работой. Летал днем и ночью при минимуме погоды. С конца 60-х годов проходил службу старшим инструктором-летчиком летно-методического  отдела 33-го ЦБП и ПЛС морской авиации. На протяжении ряда лет все свои знания и богатый летный опыт передавал молодым авиаторам, внося весомый вклад в дело повышения боевой готовности, безаварийной летной работы строевых частей морской авиации.

Многочисленные награды, в том числе, орден «Красного Знамени», три ордена «Красной Звезды», медаль «За боевые заслуги» являются свидетельством его ратного воинского труда.

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0