АГЕЕВ
Леонид Петрович
Подполковник в отставке, «Военный штурман первого класса», «Заслуженный военный штурман СССР», родился в 1925 году в селе Нижнедевицк Воронежской области. Проживая в г. Воронеже вблизи аэродрома «заболел» небом и с детства мечтал стать летчиком. Для исполнения мечты 15-летним юношей в 1940 году поступает в спецшколу ВВС № 6 г. Воронежа. Здесь впервые одевает военную форму летчика и остается в ней всю дальнейшую жизнь. С 1943 по 1946 гг. курсант-штурман трех авиационных училищ. Летал на самолетах: ТБ-3, ПО-2, Р-5, СБ, ПЕ-2. ВМАУ им. Леваневского окончил в 1946г. и, как отличник, оставлен работать в училище штурманом корабля - инструктором на самолете ЛИ-2 (летающая лаборатория для обучения штурманов). Эта увлекательная и интереснейшая работа в должности инструктора, штурмана звена, штурмана авиаэскадрилии, продолжалась вплоть до закрытия училища в 1959 году. Из года в год, от одного типа самолета к другому, учился сам и обучал курсантов штурманов и летчиков самолетовождению, бомбометанию, торпедометанию, минным поставкам, воздушной разведке, аэрофотосъемке и воздушной стрельбе по воздушным и наземным целям. За 13 лет инструкторской работы подготовил на самолетах ЛИ-2, ИЛ-4, ТУ-2, ИЛ-28 34 экипажа, шестьдесят штурманов и сто пятьдесят летчиков обучил различным видам боевого применения. Систематически и много летал в составе экипажа с курсантами летчиками, с их первого самостоятельного вылета до выпуска из училища. На самолетах с двойным управлением умело научился пилотировать самолет со штурманской кабины или места инструктора-летчика. Эти навыки не раз помогали своевременно увидеть ошибку и сделать подсказку курсанту при выходе из усложнившихся условий полета.
С первых дней организации 33 центра БП и ПЛС назначен штурманом полка, затем старшим штурманом 540 МРАП ( проработал 12 лет) и Заместителем Главного штурмана Центра по применению ракетного оружия. Лично освоил, все имеемые на вооружении авиации ВМФ ракетные комплексы самолета ТУ-16 и обучал личный состав полка и слушателей Центра, их боевому использованию. Выполнил 9 успешных практических пусков ракет с прямым попаданием в цель, за что награжден медалью « За Боевые заслуги». Принимал активное участие в практическом проведении научно-исследовательских работ отделов Центра, выполняя отдельные полетные задания. За время летной работы освоил 14 типов самолетов (в том числе и транспортных ИЛ-14, АН-24, ТУ-124), налетал 4500 часов, выполнил в составе экипажа 70 дозаправок в воздухе самолета ТУ-16К днем и ночью. В 1974 году за успешное освоение новой авиационной техники и ракетного оружия, высокие показатели в воспитании и обучении летных кадров и многолетнюю безаварийную летную работу Президиумом Верховного Совета СССР присвоено почетное звание «Заслуженный военный штурман СССР».
Время неумолимо шло вперед и требовало нового. Появилось новое поколение сверхзвуковых самолетов ТУ-22, а с ним новые более высокие требования в подготовке кадров и новые задачи. Обо всем коротко, за 33 года календарной службы на летной работе, не расскажешь, да и здоровье стало пошаливать.
В 1976 году по состоянию здоровья уволен в запас и затем еще 17 лет проработал в 140-м военном Представительстве Министерства обороны военпредом, принимал от промышленности новую уже морскую военную технику. В настоящее время пенсионер МО, подполковник в отставке.
Из личных воспоминаний
Прошло совсем немного времени, но очень многое изменилось за последние годы. Время безжалостно стирает из памяти многие лица и события, и может быстро наступить момент, когда мы вдруг поймем, что время, чтобы написать или вспомнить о том, как мы жили и работали, создавали, осваивали и летали на прекрасных самолетах, безвозвратно упущено. А ведь мы были Великой морской державой и к нашему ВМФ и его авиации, страны НАТО, относились с большим уважением. Наше ВМАУ им. Леваневского явилось одним из малых составных элементов поддерживающих это величие, подготавливая молодые кадры современных боевых летчиков и штурманов, и постоянно жило напряженной, достойной и гордой жизнью.
Моя краткая биографическая справка это всего лишь память о нашем общем совместном труде, нашей молодости и товарищах с которыми я работал бок о бок, а также тех, которых уже сейчас нет в живых. Далекие годы службы оставили в памяти очень теплые и приятные воспоминания о заботливых, справедливых и чутких наших руководителях заслуженных летчиков и штурманов: Шишкове М. Ф., Писаренко А. П., Шушпанове П. С., Михайлове Г. Н., Городецком В. В., Варнакове Н. И. и друзьях-товарищах: Савчуке С. Ф., Сизове Н. И., Чарикове А. П., Блинове Р. Н., Шиганове Р. Д., Медведеве П. В., Склярове Г. В., Сорокине С. В., Походзило А. П. Эти имена должны достойно украсить историю училища и Центра. Это им я глубоко обязан и благодарен за совместную службу и товарищескую дружбу. А для меня - это было как будто-бы только ВЧЕРА! И последнее. Заканчивая мои воспоминания и путешествия по волнам памяти, можно в целом сказать: Жизнь удалась, прожита не напрасно, след остался и с гордостью добавить - « Я ЛЕВАНЕВЕЦ!».
С уважением /Агеев Л. П./
АГЕЕВУ Л. П.
К 50-летию.
Пусть годы проходят, недели летят,
На опыте Вашем, мы учим "орлят"!
Как Вы нас, когда-то, учили летать
И трудности летной науки познать.
Вы многое дали питомцам своим
И бодрость, и чуткость мы Вашу храним.
За разум, вниманье, заботу и труд –
"Заслуженных штурманов" - зазря не
дают!!!
Поклон наш примите от однополчан,
И вспомните БАЛТИКУ и северян,
Родных черноморцев и Дальний Восток
И наш Водопойский степной ветерок....
Где многие годы пришлось Вам
служить,
От штурмана до ПОЛКОВОГО дожить,
Командовать в воздухе нашим полком
И много освоить систем с
САВЧУКОМ!!!
В. Новохатько