Воскресенье, 06.10.2024, 06:44
Приветствую Вас Гость
Мой сайтШУШПАНОВПавел СтепановичГенерал - майор авиации, Заслуженный военный летчик СССР (о себе). Я, крестьянский сын, «заболел» авиацией, как и многие мои сверстники, когда страну Советов ставили на крыло, когда первые герои Каманин, Леваневский, Ляпидевский стали национальными героями. В летчики шли дети рабочих, крестьян и вождей. Нас тогда всех тянуло в небо, наверное, потому, что его было очень много. Ведь именно славянин контр-адмирал А.Ф. Можайский первым в мире построил самолет, а гражданин России из Смоленщины Ю.А. Гагарин первым поднялся в космос. Когда мне было лет 10, на лугу за нашим селом, в агитационных целях, для привлечения молодежи в авиацию приземлился самолет ПО-2. Из кабин вышли двое летчиков в кожаных регланах, летных шлемах с очками, крагах. Это были сказочные герои с неба. После выступлений я впервые увидел как взлетает самолет. Через несколько минут его поглотило небо. От приступа неописуемого восторга, я заледенел и едва не лишился чувств. Моя судьба была определена. Невероятными усилиями я добился направления в 3-ю школу ВВС ВМФ. Был 1943 год, шла Великая Отечественная война. Семнадцатилетним юношей начал я свой путь в авиации, который длился до 1987 года, когда мне стало уже 60 лет. Освоил 15 типов летательных аппаратов от УТ-2 до ТУ-22м сверхзвукового самолета ракетоносца, налетал 3500 часов, выполнил 150 дозаправок топливом в полете днем и ночью. Основы техники пилотирования получил в школе морских летчиков. Моим первым инструктором была Антонина Ефимовна Кирюхина. Это умная женщина не только научила управлять самолетом, но и передавала свой жизненный опыт. Главное качество, которое она прививала - это честность. Не один раз повторяла она нам, своим 4-м питомцам: «Самолет, он любит ласковые руки, хотя сам мужского рода», «Нет ничего важнее для любого пилота, чем способность надежно управлять собой», «Не боятся только дураки, так как в силу своего природного недостатка, они не могут определить меру грозящей опасности и лезут на рожон». И еще: «Нет и никогда не будет всеобъемлющих авиационных правил, которые заменили бы пилоту здравый рассудок». Антонина Ефимовна была из той плеяды барышень, которым удалось пробиться в большую авиацию. Известно, что ее подруги командовали полками в годы войны, а знаменитая Светлана Савицкая, с которой я был знаком, ставила мировые рекорды скорости и высоты, дважды летала в космос. Основательную теоретическую подготовку, мы курсанты-летчики получили в стенах прославленного авиационного училища в г. Николаеве, куда я был направлен после окончания 3-ей школы летчиков. Освоив самолеты СБ и ПЕ-2, в октябре 1946 года успешно закончил летное училище и был направлен на Черноморский флот. Через полгода возращен в г. Николаев для прохождения летной службы в качестве летчика-инструктора. Летчиком - инструктором на аэродроме г. Херсон (Чернобаевка) был более 5-ти лет, подготовил 27 летчиков. Обучая летному делу молодых ребят, я передавал им не только умение пилотировать самолет, но и жизненный опыт. Мне постоянно вспоминались слова моей матери Дарьи Петровны, которая на мой вопрос: «Что самое трудное в жизни?», - говорила: «Самое трудное в жизни - учиться уму разуму, а еще труднее - учить уму разуму других». Действительно, нет на свете хуже ученика, чем тот, кто хочет все знать и уметь, но ничему не учиться. В 1959 году после окончания с отличием военной академии в г. Москве, получил назначение на ТОФ. Это был период послевоенного соревнования СССР и США. В самолетостроении и подготовке летных кадров, мы шли вровень с американцами. Но по слаженной команде летчиков и авиаконструкторов нанес удар Никита Хрущев, сделавший историческую ставку на кукурузу и ракеты. Темпераментный вождь сокращал численность армии и доблестной авиации, резал на металлолом новые самолеты и корабли, ликвидировал авиационные и кораблестроительные заводы. Жизнь в авиационных городках стала трудной, из магазинов исчезли белый хлеб, сливочное масло, мясо и колбасные изделия. С приходом к руководству страной Л.И. Брежнева смутное время сменила стабильность и динамичное развитие. Страна не жалела денег на флот и авиацию. Две авиационные сверхдержавы , СССР и США, настолько далеко оставили позади конкурентов, что лидерство удается удерживать до сегодняшнего дня, несмотря на то, что признаки сверхдержавы исчезли в вихре перестроечных и рыночных реформ. Ну, где еще есть в мире такой самолет, как АН- 225 «Мрия», который и в наши дни ставит мировые рекорды. Командуя 1-м гвардейским авиационным полком, 143 Краснознаменной авиационной дивизией, исполняя должность начальника штаба ВВС БФ, мы постоянно несли боевое дежурство, противодействуя американским авианосцам, когда они входили в операционные зоны флотов. Это была тактика изматывания в духе холодной войны. Считают, что холодная война закончилась и американские авианосцы не несут боевое дежурство у границ независимых государств. Но так ли это? 43 года отданы служению авиации и 10 лет строительству авианесущих кораблей на Черноморском судостроительном заводе. Мое поколение с гордостью носило высокое звание летчика и защитника воздушных рубежей Родины. Самым дорогими и желанными словами для нас были и навсегда останутся: «Взлет разрешаю». |
|