Пятница, 29.03.2024, 14:23
Приветствую Вас Гость

Мой сайт


МОРОЗОВ

Анатолий Ильич

 

Родился 16 августа 1930 года в с. Демьяновка Омской области. В 1936 году впервые увидел легкомоторный самолет, который приземлился на окраине сибирской деревеньки Легостаево по случаю празднования Дня Военно-Воздушного Флота СССР. Несколько счастливчиков из числа зрителей побывали в небе в качестве пассажиров. Много ярких впечатлений от увиденного осталось в памяти деревенских мальчишек, среди которых находился будущий летчик морской авиации Анатолий Морозов. После переезда семьи в г. Прокопьевск Кемеровской области, накануне Великой Отечественной войны, занимался в кружке авиамоделизма во дворце пионеров. Старался понять физическую сущность, почему и как летает самолет. Бегал за город на полевой аэродром смотреть за полетами самолетов. Зародилась мечта стать авиатором.

В годы войны, будучи подростком, много трудился на сельхозработах, чернорабочим на шахте, швейной фабрике. В послевоенное время продолжил учебу в школах г. Новокузнецка, где увлекся спортом, в том числе гимнастикой.

В 1950 году поступил в Военно-морское авиационно-техническое училище (г. Пермь),  где осознал свое призвание – стать военным летчиком. Осенью, того же года, по собственному желанию и настойчивости переводится в Николаевское Военно-морское минно-торпедное авиационное училище имени С. Леваневского (ВММТАУ). Первый полет с инструктором на учебном самолете Уе-2 приворожил юношу к небу, а самостоятельный вылет навсегда породнил его с авиацией. В течение 3-х лет учебы в училище курсантам были заложены профессиональные основы воздушных бойцов, а также знания, умения и навыки, необходимые офицеру-воспитателю. В 1953 году был первый выпуск летчиков в авиации ВМФ на реактивном самолете Ил-28.

Получив назначение в 5-й учебный авиационный полк подготовки летчиков ВММТАУ на должность инструктора, лейтенант Морозов А.И. начал скрупулезно осваивать азы столь сложного и ответственного искусства – обучать курсантов–летчиков.

В целях качественного обучения и воспитания подчиненных серьезное внимание уделял самостоятельной работе над повышением знаний педагогики, авиационной психологии, методики летного обучения. Внимательно изучал опыт инструкторской работы старших товарищей. С годами рос профессиональный, жизненный и командирский опыт. За 6 лет инструкторской работы в училище капитан Морозов А.И. подготовил 26 пилотов.

После расформирования училища с 1959 по 1961 г продолжал летную службу в инструкторском полку самолетов Ил-28 33 Учебного Центра авиации ВМФ в качестве старшего инструктора-летчика. По подготовке слушателей Военно-морской и Военно-воздушной академий. За этот период весь летный состав полка, в том числе, уже командир звена майор Морозов А.И., освоил полеты днем и ночью в СМУ при установленном минимуме погоды, повысив квалификацию до уровня 1-го класса.

С конца 1961г по 1971 г. служба офицера Морозова А.И. проходила в авиационных частях ВВС ТОФ. Прибыв во вновь формируемый 867 морской Минно-торпедный авиационный полк самолетов Ил-28 в Николаевский авиагарнизон Приморского края, он непосредственно участвует в комплектовании авиационной эскадрильи, обустройстве, создании учебной базы. Будучи заместителем командира, а вскоре и командиром АЭ, на высоком  организационном и методическом уровне проводит подготовку, ввод в строй летный состав подразделения. Много летал. Только в 1962 г. его общий налет составил 230 часов. Лично подготовил вновь назначенных командиров звеньев к инструкторской работе, заложив им прочный фундамент знаний, умений и навыков по основам летного обучения. Кроме того, в этом же году по указанию вышестоящего командования переучил на самолет Ил-28 12 пилотов для авиационных частей флота, призванных из запаса и ранее не летавших на реактивной технике. Важным началом в деятельности воинского коллектива стало создание атмосферы взаимопонимания, настроя и единства действий всего личного состава, направленных на высокую организацию проведения полетов без летных происшествий. Успех в работе командира эскадрильи достигается благодаря его личной разносторонней подготовленности и индивидуального подхода в обучении и воспитании подчиненных, требовательности и ответственности за безопасность полетов.

С повышением уровня боевой готовности авиационного полка совершенствовался и рос профессионализм  командира эскадрильи.

В 1963 г. майору Морозову А.И. была присвоена квалификация «Военный летчик 1-го класса». В 1964 г. он назначается заместителем командира полка по летной подготовке. Основное усилии и внимание сосредотачивает на качественную организацию летной подготовки экипажей, на повышение уровня методической подготовки инструкторского состава полка, закрепляя их теоретические знания в методических полетах. Важное значение он придает изучению с летным составом летных происшествий, имевших место в авиации ВМФ и других ведомствах, разработке и проведению профилактических мероприятий по предотвращению аварийности в полку.

Знание документов, регламентирующих летную работу, руководство ими при выполнении должностных обязанностей на земле и в воздухе для себя и подчиненных, были одним из действующих принципов и требований в летной службе подполковника Морозова А.И. Полк жил полноценной боевой жизнью, выполняя задачи по своему предназначению самостоятельно и во взаимодействии с авиационными частями 3 МРАД, в состав которой он входил. Большую практическую работу выполняли экипажи полка по обеспечению боевой деятельности кораблей флота. После проведения летно-тактических учений в  авиации ТОФ по плану главной инспекции Министра Обороны (в мае 1965г) 867 МТАП самолетов Ил-28 был расформирован. Подполковник Морозов А.И. назначается командиром эскадрильи 169 МРАП (АС Хороль), где в течение 1966 г. осваивает самолетный комплекс Ту-16К-10.. Это был нелегкий период совмещения переучивания на новую авиационную технику с выполнением обязанностей командира АЭ. Но благодаря личной дисциплинированности, настойчивости, трудолюбию, высокой работоспособности и целеустремленности, а также повседневному вниманию и профессиональному летному мастерству командира полка полковника Андрющенко В.Р. он успешно овладел основными видами боевой подготовки самолета Ту-16, встал в строй воздушных бойцов морской ракетоносной авиации. Далее следовали полеты по учениям в океан в боевых порядках эскадрильи, авиаполка. Совершенствовался уровень летно-тактической подготовки, инструкторской работы командира. Добрую память о себе Анатолий Ильич оставил в полку не только как требовательный к себе и подчиненным командир, оперативно решавший служебные и бытовые вопросы, но и как методист, воспитатель , за плечами которого уже было высшее педагогическое образование, прочный фундамент инструкторского опыта. Особое внимание он уделял психофизиологической подготовке, как одной из составляющих в обеспечении безопасности полетов. На многоместных самолетах, где исход полета, особенно в нештатных ситуациях, зависит от каждого члена экипажа, эта дисциплина обязательна. Подтверждением тому служил личный опыт летчика Морозова А.И., в личной жизни которого не однажды возникали особые случаи в полетах. Только на самолетах Ил-28 имели место: непреднамеренное попадание в полосу проливного дождя при посадке на грунтовый аэродром в условиях ограниченной видимости; отказ авиагоризонта в полете по маршруту ночью в сложных метеоусловиях; отказ навигационно-пилотажных приборов ночью в сложных метеоусловиях в том числе при минимуме погоды; пожар на двигателе в зоне и др.. Не менее опасными предпосылками на самолете Ту-16 были: отказ двигателя при возвращении с маршрута; внезапная разгерметизация передней кабины из-за разрушения блистера штурмана на высоте 13000 м.  и др. Во всех случаях полеты завершались благополучно, благодаря четким взаимодействиям в экипаже и устойчивой технике пилотирования командира в экстремальных условиях. На всех этапах личной службы подполковник Морозов А.И. обобщал личный опыт и действия в особых случаях других экипажей, разрабатывал рекомендации, которые становились достоянием летного состава эскадрильи и полка. Он часто выступал на собраниях, активах, конференциях разных уровней по вопросам повышения боевой готовности, укрепления воинской дисциплины, а также  жизненным проблемам офицеров и личного состава подразделения в интересах безаварийной летной работы.

В 1967 г. подполковник Морозов А.И. направляется на курсы командиров полков в 33 ЦБП и ПЛС авиации ВМФ, после окончания которых назначается на должность заместителя командира 49 МРАП (АС Западные Кневичи). Курсы значительно расширили и закрепили знания офицера тактики МРА, организации подготовки и проведения полетов, руководства полетами, летно-тактических учений, методической работы в авиационном полку. Летная служба в 49 МРАП оставили замечательный след в биографии подполковника Морозова А.И., как руководителя полкового звена.

Штатная структура полка состояла из 4-х авиационных эскадрилий, вооруженными самолетами Ту-16 разных модификаций. Чтобы выполнять свои функциональные обязанности в полном объеме, он в индивидуальном порядке, не отрываясь от службы, переучивается на ракетный комплекс Ту-16К-10 )ракета КСР-2).

Непростой задачей было овладеть искусством управления и руководства полетами на АС Западные Кневичи. Расположенный в долине, в окружении сопок, в сети близлежащих аэродромов разных ведомств, близости госграницы, а также совместное базирование полка с аэропортом «Владивосток» накладывали свой отпечаток в использовании воздушного пространства, что сказывалось на плановость летной работы и на ее безопасность. Нередко воздушная обстановка в районе полетов усложнялась по причине ограничения эшелонов по высотам из-за полетов на соседних аэродромах и пролета транзитных самолетов. Все эти особенности создавали чрезмерную напряженность в работе групп руководства полетами.

Отвечая за организацию и качество подготовки экипажей в полку, подполковник Морозов А.И. планировал и со знанием дела, творческим подходом и чувством ответственности выполнял эти обязанности. Особое внимание уделял летной подготовке вновь прибывших из училища летчиков, методической подготовке инструкторского состава полка, учету и анализу летных происшествий и предпосылок к ним, разработке мероприятий по обеспечению безопасности полетов в авиационном полку.

Вершиной боевой подготовки МРАП всегда считалось способность полным его составом нанести ракетно-бомбовый удар по кораблям и другим целям вероятного противника в любое время суток. Чем сложнее задача, где задействовано максимальное число экипажей, наземных частей обеспечения, объединенных слаженным взаимодействием, тем сильнее боевой настрой и вместе с тем ответственность исполнителей.

Таковыми были полко-вылеты днем и ночью в СМУ на радиус действия в океан с практическим применением оружия на полигонах с посадкой на оперативных или запасных аэродромах. Нередко боевые порядки ударных групп полка возглавлял ПОДПОЛКОВНИК Морозов А.И.. Замещая командира полка (при его отсутствии). Он в полном объеме выполнял его обязанности, как на этапах организации и проведения полетов, ЛТУ, так и в повседневной воинской жизни полка.

Серьезным испытанием для всех категорий личного состава полка явились Доманские события 1968 г.. Пограничный конфликт предъявил особые требования к организации летно-тактической подготовки в полку. В планы боевой подготовки были внесены коррективы по выполнению задач на восточном направлении. Срочно были восстановлены и подготовлены экипажи к полетам в сомкнутом строю для нанесения массированных ударов по сухопутным целям, в том числе, и по танковым колоннам вероятного противника. В этих мероприятиях подполковник Морозов А.И. принимал непосредственное участие, как летчик, инструктор, руководитель.

Одной из оперативной задач, которая вменялась в обязанности заместителя командира 49 МРАП приказом командующего ВВС ТОФ была – испытание самолетов Ту-16 всех модификаций после капитального ремонта на 153 АРЗ. Эти полеты предъявляли к экипажам-испытателям повышенные требования в сочетании с личной ответственностью за объективную оценку ее работоспособности и допуск к эксплуатации в авиационных частях. Не всегда испытания авиатехники проходили без замечаний.

В 1971 году подполковник Морозов А.И. переводится в 33 ЦБП и ПЛС авиации ВМФ г. Николаев на должность старшего инструктора-летчика научно-исследовательского отдела МРА. Здесь он принимает участие в научно-исследовательских работах (НИР) в качестве исполнителя и ответственного исполнителя тематических заданий по расширению боевых возможностей авиационных ракетных комплексов (АРК), тактических приемов по сокращению сроков приведения авиационных частей МРА к боевым действиям. Его уровень летной подготовки позволял принимать непосредственное участие в летных экспириментах по тематике НИР отдела и НИО других ведомств. В течение многолетней летной службы в Центре выполнил большое количество полетов на топмачтовое бомбометание, произвел 10 практических пусков крылатых ракет в исследовательских целях. Экспириментальные полеты сочетал с инструкторской работой по подготовке летных кадров для ВВС флотов. ВУ 1975 г. освоил новый сверхзвуковой самолет-ракетоносец Ту-22М-2.

Более полно его организаторские и творческие способности раскрылись на должности заместителя научно-исследовательского отдела безопасности полетов. Его личный вклад в разработку и претворения в жизнь многих документов, положений, руководств, методических пособий, рекомендаций и, как ответственного исполнителя, стимулировали работу офицеров и служащих отдела, положительно влияли на качество и содержание издаваемых работ. Разработанные отделом пособия, как «Обеспечение безопасности полетов в авиационном полку», «Организация полетов с авианесущих кораблей группового базирования», «Положение о службе безопасности полетов ВВС флотов» и др. нашли широкое применение в частях авиации ВМФ. Издаваемые отделом «Ежеквартальные анализы безопасности полетов в авиации ВМФ», служили руководством для командиров и начальников всех уровней в профилактической работе по снижению аварийности в подчиненных частях. Обобщенный многолетний опыт работы передовых авиационных частей по обеспечению безопасности полетов, приведенный «Анализ аварийности в авиации ВМФ за 25 лет» и другие исследования, раскрыли и значительно расширили возможности предупредительной работы по снижению аварийности в морской авиации.

Работа отдела, возглавляемого Заслуженным военным летчиком СССР  полковником Орловым Г.М. находила одобрение и поддержку со стороны командования, начальников и офицеров служб, отделов авиации ВМФ.

Полковник Морозов А.И. планомерно посещал строевые части ВВС флотов, изучал опыт летной работы авиаторов, активно и содержательно включался в проведение мероприятий по вопросам методики летного обучения, обеспечения безопасности и другие тематики. Особое значение придавал организации проведения дня командира корабля в авиационных полках. Не оставляя без ответа предложения и пожелания летного состава, касающихся доработок, уточнения, изменения документов, пособий, инструкций, разработанных в 33 Центре и других организациях. Полковник Морозов А.И. принимал активное участие в научно-практических конференциях, проводимых на уровне военных академий, авиационных училищ и других центров страны, в совместных НИР по снижению аварийности в авиации Вооруженных сил. Неоднократно привлекался к работе в составе Главной инспекции Министра Обороны по проверке боевой готовности частей ВВС флотов с фактическими вылетами полков и дивизий с нанесением ракетных ударов по заданным целям в океане.

Его активная жизненная позиция, преданность морской авиации и, вместе с тем, профессиональная организованность летного труда, самостоятельность, настойчивость, принципиальность, присущим ему чувством ответственности при решении служебных вопросов, снискали уважение и авторитет среди начальников, подчиненных и сослуживцев.

За заслуги в воспитании и обучении летных кадров, освоение новой авиационной техники и многолетнюю безаварийную летную работу в авиации ВМФ в 1980 году военный летчик-снайпер полковник Морозов А.И. был представлен командованием Центра к присвоению почетного звания «Заслуженный военный летчик СССР» и только много лет спустя Указом Постоянного Президиума съезда народных депутатов СССР от 21 декабря 1998 года был удостоен этого высокого почетного звания.. Долголетие летной службы составило 65 лет в летном исчислении. Общий налет на самолетах Ут-2, Як-18, Ил-4, Ил-28, Ту-16, Ту-22М-2 – 3300ч.

Находясь на заслуженном отдыхе с 1986 года полковник в отставке Морозов А.И. поддерживает связь с авиационным соединением. Являюсь членом Совета первичной общественной организации ветеранов-леваневцев, он непосредственное участие принимает в работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения николаевщины. «За весомый вклад, внесенный в культурное и духовное возрождение и патриотическое воспитание молодежи села Полигон» ему присвоено звание «Почетный гражданин» этого села. Много времени уделяет участию в самодеятельном народном коллективе ветеранов-леваневцев «Поющее крыло». В 1999 году он был награжден «Почетным знаком» ОСВОДа «За проявленную смелость, отвагу и самоотверженность при спасении людей на воде». И в 2004 году, уже в который раз, совершает подобный подвиг на воде, о чем подробно ко дню города поведала газета «Вечерний Николаев» В молодые годы он был неоднократным чемпионом училища, города Николаева, области по спортивной гимнастике. Является участником первой спартакиады народов Украины в 1956 году.

И ныне Анатолий Ильич не редкий гость в Николаевском авиационно-техническом спортивном клубе (АТЕК) «Икар», который создал и возглавил его однокурсник по училищу известный морской летчик-инструктор, испытатель, руководитель полкового звена, Заслуженный военный летчик СССР полковник Филоненко Г.Е. И разве не пример летного долголетия демонстрирует иной раз дружеский экипаж ветеранов-леваневцев, пилотируя в николаевскоим небе на самолете Як-52,где Григорий Емельянович открывает своему однокашнику второе дыхание летной жизни.

Биография полковника Морозова А.И. одна из многих тысяч тех послевоенных пилотов, которые оставили достойный след в морской авиации и заслужили добрую память у нынешнего поколения.

 

Морозову А.И.

Любит он небо! Огромное небо!

То, что над Родиной счастьем цветёт!

Вы посмотрите, где бы он не был –

Всюду оно его манит в полёт!

 

Небо родное ка мощном сверхзвуке

Готов всегда бороздить наш Ильич!

И помогать экспериментом науке,

Лишь прозвучит Авиации клич!

 

Любит он пляску, игру на гитаре,

Песню и шутку, и ласку, и смех.

Часто, когда он бывает в «ударе» -

Его энергии хватит на всех!

 

Пусть до ста. лет на сверхзвуке летает

И в атлетическом теле его

Бодрости духа   цветок расцветает

Не допуская печали в него!

 

С песней не жизни МОРОЗОВ шагает,

Любит, ревнует, рыбачит, поет –

Все его любят, все его знают:

Заслуженный лётчик, ведь, с нами живёт!!!

В. Новохатько.

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0